Опыт сопоставительного анализа пьесы драматурга В. Ливанова "Выглядки" и сказки Г. Х. Андерсена "Девочка со спичками"

http://art101km.ru/drama/levanov/vigliadki.htm - пьеса В. Леванова "Выглядки"

http://www.chitaikin.ru/dev_so_spichkami.htm - сказка Г. Х. Андерсена "Девочка со спичками"

Судьбу мальчиков, умирающих от голода, (пьеса В. Леванова) можно сопоставить с судьбой маленькой девочки из сказки Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками». Также сопоставимы сюжетные линии обоих произведений.

Главными действующими лицами пьесы В. Леванова «Выглядки» являются два брата, Никита (5-ти с половиной лет) и Денис (4-х с половиной лет). Их возраст точно указан автором в афише. Думается, что очень близка к этому возрасту и героиня сказки Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками». Писатель не дает точный возраст девочки, единственное упоминание о ее годах – характеристики «маленькая», «малютка». Также Андерсен говорит, что она носила «огромные… туфли». Можно предположить, что девочке примерно 5-6 лет. Об этом свидетельствует и характер видений девочки в канун Нового года.

Никита и Денис фактически живут с матерью и ее сожителями. Но образ матери настолько далек от детей, что для обозначения самого близкого человека они используют местоимение 3-го лица – ОНА, которое в тексте пьесы выделено заглавными буквами («А ОНА придет?», «А ОНА принесет сегодня?», «А вдруг ОНА опять не придет?»и т. д.) и является признаком частого отсутствия матери.. Автор пьесы подчеркивает, насколько несчастны дети, в таком раннем возрасте утратившие связь с самым дорогим для любого ребенка человеком.  И лишь в конце пьесы умирающий Никита, словно хватаясь руками «за соломинку», впервые произносит: «МАМА!..МА…» -  в надежде услышать или увидеть дорогого ему человека, которого не было при жизни. Но безуспешно. Дети умирают от голода, в одиночестве, так и не дождавшись матери.

Об отце Никиты и Дениса мы узнаем из диалога мальчиков. Использованные в их речи местоимения «мой», «твой», «никакой» свидетельствуют о том, что сведения об отце размыты, его не знают мальчишки: «А мой папка умер. ОНА так сказала», «А тетка сказала, что твоего папку посадили в тюрьму», «А бабка говорила, что у нас никакого папки нету…». Никита вспоминает, как однажды они ходили на карусель и с ними «был дяденька, который был с бородой» и который относился к ним по-доброму(«сажал» на коленки, «катал» на карусели, покупал мороженое). За этим безымянным дяденькой, может быть, и  угадывается отец, но это было давно, и образа отца у мальчиков уже не осталось. Гораздо более близкими для них являются сожители матери, имена которых четко известны детям – дядя Слава и дядя Коля. Братья боятся сожителей матери, потому что знают совершенно точно, чего от них можно ожидать.

Героиня сказки Г. Х. Андерсена живет с отцом, и она знает, что, не продав ни одной спички, нельзя возвращаться к нему, поскольку «за это отец прибьет ее». (Девочка, как и братья, терпит жестокие побои со стороны взрослых). Матери у девочки нет, так как о ней сказано в прошедшем времени – «прежде носила» туфли. Причем, по-видимому, матери нет уже давно, потому что туфли «старые». Герои пьесы В. Леванова фактически тоже потеряли мать. Вернее, она живая (о её смерти нам ничего неизвестно), но дети не видят ее, она живет только в их диалоге. Никита и Денис вспоминают о матери в связи с тем, что голодны и ждут, когда «ОНА придет» и «ОНА принесет».

Самым дорогим человеком для девочки из сказки Г. Х. Андерсена является бабушка. (не зря здесь употреблен суффикс с уменьшительно-ласкательным значением, в отличие от пренебрежительного –К, который в своей речи используют мальчики, называя людей: тетка, бабка, дядька). Девочка часто вспоминает бабушку, так как она одна «во всем мире любила ее». Именно ее, «тихую и просветленную, добрую и ласковую», видит девочка морозной зимней ночью, зажигая спички. Так, в связи с упоминанием бабушки в рассказе звучит тема смерти. Девочка вспоминает, как бабушка говорила: «Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу». Бабушка – олицетворение вечности, куда и отправится девочка, использовав все спички, и куда она стремится, потому что идти ей больше некуда («возьми, возьми меня к себе!»). Бабушка – символ любящей руки, которой недоставало девочке. Здесь хочется отметить, что у героев пьесы «Выглядки» такой руки, такой «отдушины», которая могла бы скрасить их одинокое голодное существование,  нет, именно поэтому пьеса заканчивается словами, произнесенными как бы извне: мальчикам тоже уготована вечность - «ЦАРСТВИЕ БОЖЬЕ».

Место, где происходит действие пьесы В. Леванова, не указано автором, но очевидно, что пространство достаточно замкнуто, и с внешним миром это место связывает лишь небольшое «окошко», через которое дети смотрят в другое, чуждое им пространство, да сожители матери, которые приходят откуда-то и бьют мальчиков. Их же личная связь с внешним миром строится как ожидание, когда «ОНА придет и принесет». Те предметы, о которых говорят ребята («Такая круглая», «сладкое вкусное такое», «белое и черное») – несомненно, предметы внешнего мира, но возникают они в сознании мальчиков только потому, что они голодны. Никита и Денис не могут вспомнить названия продуктов, и это говорит о том, что эти предметы внешнего мира очень далеки от них, причем настолько, что картошка и хлеб рассматриваются ими как череда ассоциаций. Но есть во внешнем мире и предметы, которые дети знают не понаслышке, - это карусель, парк и двор. Эти предметы живут в памяти героев, поскольку они знают их по личному опыту. Однако разговор о них снова переключается на малознакомые им предметы еды, ведь мальчики измучены постоянным и неизменным голодом. До самого финала мы так и не видим ни одной нити, которая могла бы связать мир мальчиков со столь далеким для них внешним миром – никто не приходит и ничего не приносит, и братья умирают от мучительного голода.

Героиня сказки «Девочка со спичками» живет «на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками». Таким образом, внешний мир врывается в жизнь девочки в виде холода и ветра. Героиня поддерживает связь с внешним миром, так как, в отличие от Никиты и Дениса, вынуждена сама добывать себе еду, продавая спички. Мир, окружающий девочку на улице, тоже является чужим. Но если герои пьесы «Выглядки» о другом, вне стен помещения, мире знают из разговоров взрослых (а именно так можно объяснить полугрубые слова, произносимые 4-х и 5-летними детьми: «жрать хочу», «спиногрызы», «сукины дети»), то девочка со спичками жестокость внешнего мира испытала на себе. Люди не понимают страданий девочки, словно не замечают, что в морозную ночь девочка совсем босая, никто, даже из жалости, не купил у нее ни одной спички, «и ей не подали ни гроша». В связи с этим очень важным, на мой взгляд, оказывается противопоставление праздника и веселья тяжелому, не поддержанному ни отцом, ни людьми труду девочки. Город готовится к празднику, «изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем», а девочка голодна, она замерзла. Внешний мир совсем чужой для девочки, ведь она бедна. Именно поэтому единственным средством общения в этом мире являются спички, зажигая которые девочка избавляется и от холода, и от голода, и от одиночества.

Основной темой рассказа «Девочка со спичками» и пьесы В. Леванова «Выглядки» является тема смерти. Она появляется в пьесе В. Леванова практически с самого начала: о смерти говорит Никита, вспоминая слова матери, обращенные к ним: «Чтоб вы сдохли! Чтоб вы сдохли!». Причем значение слова «смерть»детям не понятно: оно так же, как и все «с трудом вспоминаемые» слова – признак внешнего мира, но тем не менее Никита без труда называет, куда положили «умершего папку» - в гроб. Это говорит о том, что слово «гроб» детям вспомнить гораздо проще, нежели «хлеб» и «картошку». Оно словно ближе для них.

Смерть, будто дети уже с ней знакомы, веет над героями с самого начала действия. В пьесе диалог мальчиков сопровождается тремя очень важными ремарками, свидетельствующими сначала о перерыве в разговоре, а затем и о смерти братьев: ПАУЗА - МОЛЧАНИЕ- ТИШИНА. Особая значимость этих ремарок подчеркнута автором пьесы их особым графическим выделением.

Ремарка «пауза» обозначает перерывы в разговорах голодных, уставших детей, которым в виду слабости тяжело долго говорить без устали. В финальном отрывке пьесы появляется ещё одна авторская ремарка – «молчание».

Последние слова Дениса завершаются многоточием, которое, словно самая длительная пауза, также свидетельствует об усталости мальчика и незаконченности мысли героя. Но в ответ на вопрос, обращенный к младшему брату уже слабым голосом, Никита слышит «молчание», и мы понимаем, что жизнь маленького Дениса остановилась: мальчик умер от мучившего его голода.

Будто цепляясь за жизнь, старший Никита пытается позвать родного человека - маму. И в финале пьесы впервые возникает слово, дорогое для каждого ребенка – «МАМА!..МА…». Однако попытка обрывается: наступает «ТИШИНА», которая говорит о смерти Никиты.

Пьеса, однако ж, этим не заканчивается. Будто из ниоткуда, из «ТИШИНЫ», раздается фраза, которая, как и многие, важные для понимания смысла пьесы слова, имеет особое графическое выделение: «ПУСТЬ ДЕТИ ПРИХОДЯТ КО МНЕ, НЕ ПРЕПЯТСТВУЙТЕ ИМ, ИБО ТАКИМ, КАК ОНИ, ПРИНАДЛЕЖИТ ЦАРСТВИЕ БОЖЬЕ». Неопределенное-личное предложение, входящее в структуру данного высказывания («НЕ ПРЕПЯТСТВУЙТЕ ИМ»), как бы обращено ко всем людям: такая смерть недопустима, поскольку находится за пределами добра, и мучения детей будут оправданы вечностью – «Царствием Божьим». Мир, в котором живут и братья, и девочка, жесток, и царствие божье (или вечность) выступает в произведениях как спасение детей от этой жестокости в другом, за границей смерти, мире.

В сказке «Девочка со спичками» Андерсен не дает ремарок, комментирующих поведение девочки, но, на мой взгляд, триада ПАУЗА-МОЛЧАНИЕ-ТИШИНА прослеживается и в произведении датского писателя. В пьесе Леванова мальчики ведут между собой диалог, который трижды прерывается. И в связи с этим разговор Никиты и Дениса друг с другом можно сравнить с общением девочки с самой собой при свете спичек. Денис и Никита одиноки и брошены, но их страдания скрашиваются тем, что они вдвоем и могут отвлечь друг друга, девочка совершенно одна в этом мире, и единственным ее собеседником является коробок со спичками. Потухшая спичка, как пауза в диалоге Никиты и Дениса, говорит о перерывах в видениях девочки: она замерзает, ей тяжело, и затухающий огонек спички подчеркивает ее состояние. Перед смертью дети зовут самых дорогих людей, с которыми связаны их воспоминания о мире, но если слова Никиты обрываются ремаркой «МОЛЧАНИЕ», то девочка не хочет отпускать бабушку и «торопливо», словно боясь не успеть, боясь «ЗАМОЛЧАТЬ», зажигает все спички сразу. Но спички сгорели, и наступила та же ТИШИНА, которая стала свидетельством смерти Дениса и Никиты. Девочка увидела бабушку, «обе они вознеслись высоко-высоко», в коробке не осталось ни одной спички, а значит, жизнь девочки завершилась, так как она не сможет больше увидеть все то, о чем мечтала. Сожженный коробок – последняя мечта девочки о лучшем.

Описывая смерть героини, Андерсен говорит, что «за выступом дома нашли девочку…». С точки зрения автора, нельзя сопоставлять смерть с ребёнком, так как это событие не может быть оправдано ничем. Девочка улыбается, на щеках играет румянец: жизнь ее оборвалась в этом жестоком мире, но она обрела вечность, сумев противостоять суровой морозной погоде. «Тельце» ее мертвое, а душа живая, именно она светится румянцем на щеках девочки. Отметим, что румянец на щеках девочки свидетельствует о внезапности ее смерти: умерла она настолько неожиданно, что даже мороз не смог остудить душу девочки.

Смерть Никиты и Дениса изображена Левановым как сон, что тоже говорит о внезапном прекращении жизни мальчиков. Изображая смерть таким образом, авторы подводят читателей к мысли о том, что, хотя смерть и веет над героями произведений с самого начала,  нельзя примерять ее к детям, потому что это противоречит законам человеческого существования. Но здесь надо сказать, что в отличие от девочки, которая могла, хоть и в видениях,  насладиться перед смертью красотой окружающего ее мира и умереть счастливой, мальчики обречены изначально, так как изначально в пьесе описаны только страдания голодных детей: у них нет ни праздника, ни надежды, одна только беспросветность и боязнь того, что ОНА опять ничего не принесет. Об их обреченности говорит  и потеря времени. «СЕГОДНЯ»  и «СКОРО» являются свидетельством того, что ребята забыли о времени, поскольку погружены в раздумья об еде.

«И никто не знал, какие чудеса она видела…», - так заканчивает Андерсен сказку. Внешний мир, закрытый для девочки, совершенно не знает о том, что ей пришлось испытать. Точно так же и в пьесе Леванова: долго отсутствующая мать не видит умирающих детей, она не знает, что испытали дети, думая о еде. Внешний мир оказывается закрытым для мальчиков, ведь именно оттуда мать так и не может прийти.

Вместо заключения, хочется несколько слов сказать и об авторской позиции, так как, на мой взгляд, она об одном: и Андерсен, и Леванов своими произведениями доносят важнейшую мысль своего времени : берегите детей, их будущее, " ИБО ТАКИМ, КАК ОНИ, ПРИНАДЛЕЖИТ ЦАРСТВИЕ БОЖЬЕ».

 

 

 

Категория: Разное | Добавил: gulalevla (16.10.2016)
Просмотров: 886 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar