А. И. Полежаев и М. Ю. Лермонтов: проблема преемственности и творческих связей.

А. И. Полежаев и М. Ю. Лермонтов: проблема преемственности и творческих связей.


            Творческие связи М. Ю. Лермонтова и А. И. Полежаева отмечали многие исследователи: Е. М. Пульхритудова, В.С. Киселёв-Сергенин, В. И. Коровин, А. Н. Соколов, Н. Л. Васильев, И. Д. Воронин.

Е. М. Пульхритудова в статье о поэзии Полежаева в Лермонтовской энциклопедии выделяет общие темы, сближающие творчество этих поэтов: узническая тема, демоническая тема, тема войны с точки зрения ее рядового участника, а также в поэме Полежаева « Сашка » есть переклички с « Сашкой » Лермонтова в виде прямой отсылки в тексте и сюжетно – тематически.

А. И. Полежаева и М.Ю. Лермонтова сближает не только единство тем и мотивов в лирике. Общей темой для обоих поэтов является тема Кавказской войны, которая и у того, и у другого представлена жанром лиро-эпических произведений – поэм. Исследователи, занимавшиеся поиском типологически общих черт в лиро-эпосе поэтов, исходят из различия жанровой структуры поэм. Так, поэмы Лермонтова называют романтическими, в которых, по замечанию А. Н. Соколова, «заметно выступает реальная основа романтических образов и сюжетов, а С. В. Андреев-Кривич характеризует лермонтовского « Измаил-Бея » как историческую поэму. Поэму Полежаева « Эрпели » все исследователи  единогласно называют реалистической, а поэму « Чир-Юрт » И. Д. Воронин определяет как реалистическую. Таким образом, можно говорить о том, что у исследователей нет единого мнения в подходе к жанровой природе поэм А. И. Полежаева.

Цель нашей работы – проследить творческие переклички в лирике и лиро-эпосе поэтов, определить типологические черты и особенности развития повторяющихся мотивов, образов, символов.

Этой цели подчинена и основная задача: рассмотреть «узнические» стихотворения А. И. Полежаева и « узнический » цикл Лермонтова в их сопоставлении, стихотворения, в которых сильны демонические мотивы, раскрыть тему Кавказской войны на примере лиро-эпических произведений.

Творческие связи Лермонтова и Полежаева мы рассматриваются в процессе изучения 3-х основных мотивов, которые присутствуют в лирике поэтов: узнический, демонический, Кавказская война.

 В раскрытии узнической темы у поэтов формируется свой лирический герой. Герой А. И. Полежаева – это юноша, отданный в солдаты; узник, закованный в кандалы; смертник в тюремной камере. Все эти образы у Полежаева объединяются глубоким ощущением обречённости, невозможности вырваться из тюремных стен. Формирующееся противопоставление свободы – несвободы, характерное для узнической элегии, у Полежаева получило конкретное воплощение в образах недоступной мечты, в воспоминаниях навсегда утраченной юности, в воспоминаниях о смерти. Наряду с этим присутствие автобиографического начала в лирике Полежаева превращает образ тюрьмы в символ современной действительности 30-х годов XIX века. Сам автор поддерживает эти прямые выходы, так как в « Узнике  » присутствует разговор с царём. Бунтарство лирического героя Полежаева – бунтарство обречённого, поэтому он поднимается до обращения к Богу.

        С М. Ю. Лермонтовым сближает развитие темы узничества как состояния одиночества, безысходности ощущения современного героя, для которого мир превратился в тюремную камеру.

Демонический мотив лирики Полежаева основан на развитии настоящего отчаяния, проклятья миру, отсутствия сочувствия героя. Демонический герой погружён в атмосферу зла. Лермонтовский герой является более сложным. В ранней лирике мы находим героя, причастного к миру зла, его ожесточённость, но в поэме углубляются нравственные муки героя в поисках искупления злу.

Интерес к Кавказу также сближает А. И. Полежаева и М. Ю. Лермонтова: оба – участники боевых действий, хотя Лермонтов был офицером, а Полежаев – рядовым. Поэмы Полежаева – описательные, в которых  быт русских солдат, мир горцев, врагов русских, оцениваются в связи с боевыми потерями. Отсюда в поэмах Полежаева реалистическая манера описания.

Поэмы Лермонтова представляют горский мир глазами повествователя, для которого горцы – герои со своими законами и обычаями. Герой поэмы « Хаджи Абрек » подчиняется этим законам, в « Измаил-Бее » - исторический герой-горец со сложной драматической судьбой, который оказывается врагом русского.

Таким образом, Кавказская тема у Лермонтова и Полежаева представлена с разных позиций, и эти точки зрения меняют жанровую структуру поэм.

           Близость М. Ю. Лермонтова и А. И. Полежаева как поэтов сказывается в том, что оба они развивают в поэзии типологически близкие темы, но у каждого они имеют собственное индивидуально-авторское наполнение.  

 

 

Список литературы.

  1. Васильев Н. Л. Поэзия А. И. Полежаева в контексте русской литературы. М., 1994.
  2. Андреев-Кривич С. А. Кабардино-черкесский фольклор в творчестве Лермонтова. Нальчик, 1949.
  3. Киселёв-Сергенин В. С. « Бесприютный странник в мире » // Полежаев А. И. Стихотворения и поэмы. Л., 1987.
  4.   Киселёв-Сергенин В. С. А. И. Полежаев // Полежаев А. И. Стихотворения и поэмы. Л., 1960.
  5. Коровин В. И. Лермонтов и русская лирика его времени // Творчество М. Ю. Лермонтова. М., 1964.
  6. Пульхритудова Е. М. Полежаев А. И. // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
  7. Соколов А. Н. История русской литературы XIX века. М., 1985.

  

  

Категория: Разное | Добавил: gulalevla (17.10.2016)
Просмотров: 508 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar