Обучение синтакисческой зоркости на уроках русского языка Сегодня перед учителем ставятся все более сложные цели и задачи на разных возрастных уровнях продолжительности и профильности образовательного процесса. Одной из главных задач преподавания русского языка в современной школе является воспитание грамотного человека, правильно владеющего богатыми языковыми ресурсами и умеющего красиво составлять различные обороты речи. Особая роль в воспитании у учащихся вдумчивого отношения к языковым запасам принадлежит синтаксису, т. к. умение создавать синтаксические конструкции является показателем хорошо поставленной и логически выстроенной речи. Кроме того, знание синтаксических и пунктуационных особенностей текста влияет и на умение делать в предложениях паузы, логические ударения, что также необходимо для правильной, логически выстроенной речи. Таким образом, можно выделить задачи, которые предстоит решить учителю при обучении синтаксической зоркости:
Школьная программа курса русского языка составлена так, что начальные синтаксические сведения даются в 5 классе, а в полном объёме курс синтаксиса и пунктуации изучается лишь в 8 и 9 классах, где расширяются, углубляются и закрепляются знания об основных синтаксических единицах: словосочетании, предложении, тексте. В 6 и 7 классах подробно изучается раздел «Морфология», и на синтаксис отводится минимальное количество времени. Получается, что к 8 классу начальные теоретические сведения о правилах постановки знаков препинания могут оказаться забытыми. Чтобы этого не произошло, процесс обучения синтаксису должен быть непрерывным: необходимо на протяжении каждого урока или серии уроков давать ребятам упражнения, в которых содержатся задания повторительного характера. Такими заданиями могут быть следующие: записать предложения, расставить знаки препинания и составить схемы; составить предложения по схеме; распространить предложения однородными членами; найти ошибки в постановке знаков препинания; добавить в предложение обособленное определение, выраженное причастным оборотом и так далее. На начальном этапе изучения темы «Синтаксис и пунктуация» необходимо объяснить пятиклассникам важность этого раздела. Рассказать, что правильность постановки знаков препинания зачастую влияет на смысл высказывания. Для этого на первом уроке по теме обучающимся можно дать задания игрового характера:
Очень — очень Мышку Странный вид: Кот в очках Речка под окном горит Читает книжку Чей-то дом Старый дед Хвостом виляет Влетел в окно Пёсик из ружья Воробей Стреляет Схватил зерно Мальчик Да как крикнет, улетая: Чуть не слопал - Вот что значит запятая!
Задания такого характера позволяют привлечь ребят к самостоятельным рассуждениям, поиску нужного, правильного ответа, активизировать мыслительную деятельность. Также в 5 классе ученики получают начальные представления об однородных членах предложения и о сложном предложении. Задача педагога — научить детей видеть структурные особенности каждого предложения, уметь выделять грамматические основы и правильно подчёркивать члены предложения. Обязательное требование при синтаксическом разборе — составление структурных схем предложения. Это необходимо делать, так как с помощью схем ученики видят структуру предложения, что позволяет им безошибочно расставлять знаки препинания. Одной из сложнейших тем при изучении синтаксиса в 5 классе является тема «Прямая речь и диалог». Трудность её в том, что ученикам трудно разграничивать слова автора и прямую речь. И здесь необходимо выделять глаголы речи и мысли, часто встречающиеся в авторском комментарии: говорить, сказать, подумать, представить, вмешаться, спросить, напомнить, поинтересоваться и другие. При усвоении таких слов ошибок, связанных с расстановкой знаков препинания при прямой речи становится меньше. В 6 классе специальных тем, связанных с изучением синтаксических правил, нет, поэтому учитель должен на каждом уроке уделять время для работы по повторению сведений синтаксического характера. Это могут быть синтаксические пятиминутки в начале урока, где учащимся предлагается записать предложение, расставить знаки препинания и графически объяснить их необходимость. При такой работе обучающиеся на каждом уроке пробуют самостоятельно разобраться в структуре предложения, уяснить важность или отсутствие в предложении знаков препинания. При работе с текстом упражнения можно давать ученикам задание сделать синтаксический разбор какого-нибудь предложения, чтобы объяснить знаки препинания. При изучении орфографических правил обучающиеся могут получить задание составить предложения с нужными словами по определённой схеме, самостоятельно расставить в нём знаки препинания. Можно также давать ребятам задания составить предложение, решив ряд задач. Например:
В 7 классе с синтаксисом связаны темы «Причастный и деепричастный оборот». При изучении этих тем нужно особое внимание обращать на позиции, в которых находится данная синтаксическая конструкция. Очень важно находить определяемое существительное, стоящее при причастном обороте, так как постановка знаков препинания здесь зависит от позиции определяемого слова. Характерными заданиями при изучении этой темы могут быть следующие:
Росшие незабудки у ручья уже зацвели. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне. Широко разливаются наполняемые реки талой водой. Ребята, бегающие по улице и которые играю в мяч, ещё маленькие. Такое задание позволяет ребятам самостоятельно обратить внимание на неточности, связанные с употребление оборотов в речи.
При выделении на письме деепричастных оборотов трудности возникают прежде всего в определении правильного характера выражаемого ими значения. Нужно чётко разграничивать действия, выражаемые сказуемым и деепричастием. Ученики должны чётко усвоить себе, что деепричастие всегда выражает добавочное действие, а сказуемое — основное и что деепричастие всегда относится к глаголу-сказуемому. Упражнения, использующиеся при изучении данной темы, как раз и направлены на исправления ошибок, связанных с употреблением деепричастий:
Открыв окно, я залюбовался видом города. Открывая дверь, она тихо скрипнула. Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш. Возвращаясь домой, шёл дождь. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным. Проезжая мимо сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
В 8 классе начинается изучение темы «Синтаксис и пунктуация»: углубляются и совершенствуются полученные ребятами ранее знания. И чтобы эти знания были достаточно плотными, необходимо вести пунктуационную работу на всех этапах обучения русскому языку.
| |
| |
Просмотров: 359 | |
Всего комментариев: 0 | |