Обучение синтаксической зоркости на уроках русского языка

Обучение синтакисческой зоркости на уроках рус­ского языка

Сегодня перед учителем ставятся все более сложные цели и за­дачи на разных возрастных  уровнях продолжительности и про­фильности образовательного процесса. Одной из главных задач преподавания русского языка в современной школе является воспи­тание грамотного человека, правильно владеющего богатыми язы­ковыми ресурсами и умеющего красиво составлять различные обо­роты речи.

Особая роль в воспитании у учащихся вдумчивого отношения к языковым запасам принадлежит синтаксису, т. к. умение создавать синтаксические конструкции является показателем хорошо постав­ленной и логически выстроенной речи. Кроме того, знание синтак­сических и пунктуационных особенностей текста влияет и на уме­ние делать в предложениях паузы, логические ударения, что также необходимо для правильной, логически выстроенной речи.

Таким образом, можно выделить задачи, которые предстоит ре­шить учителю при обучении синтаксической зоркости:      

  1. Формирование у обучающихся на начальном этапе обу­чения представления о важности синтаксиса и пунктуа­ции в курсе русского языка;
  2. Развивать умение находить в предложении позиции, где необходимо ставить знаки препинания;
  3. Вырабатывать навыки правильно и чётко определять функцию знака препинания в предложении;
  4. Научить основным правилам постановки знаков препи­нания.

  Школьная программа курса русского языка составлена так, что начальные синтаксические сведения даются в 5 классе, а в пол­ном объёме курс синтаксиса и пунктуации изучается лишь в 8 и 9 классах, где расширяются, углубляются и закрепляются знания об основных синтаксических единицах: словосочетании, предложе­нии, тексте. В 6 и 7 классах подробно изучается раздел «Морфоло­гия», и на синтаксис отводится минимальное количество  времени. Получается, что к 8 классу начальные теоретические сведения о правилах постановки знаков препинания могут оказаться забыты­ми.

Чтобы этого не произошло, процесс обучения синтаксису дол­жен быть непрерывным: необходимо на протяжении каждого урока или серии уроков давать ребятам упражнения, в которых содержат­ся задания повторительного характера. Такими заданиями могут быть следующие: записать предложения, расставить знаки препина­ния и составить схемы; составить предложения по схеме; распро­странить предложения однородными членами; найти ошибки в по­становке знаков препинания; добавить в предложение обособлен­ное определение, выраженное причастным оборотом и так далее.

На начальном этапе изучения темы «Синтаксис и пунктуация» необходимо объяснить пятиклассникам важность этого раздела. Рассказать, что правильность постановки знаков препинания зача­стую влияет на смысл высказывания. Для этого на первом уроке по теме обучающимся можно дать задания игрового характера:

  1. Решите участь приговорённого. Казнить нельзя помило­вать.(Если запятая поставлена после слова казнить, получит­ся, что человек не может быть помилован; но если запятую передвинуть и поставить после слова нельзя, значит приго­ворённый будет помилован).
  2. Помогите наследникам не разориться при выполнении за­вещания отца. В саду поставьте статую золотую чашу дер­жащую.(Если ученики поставят запятую после слова золотую, то получится, что статуя должна быть из золота, и наследники разорятся, истратив все деньги; если же запятую поставить перед словом золотую, то это будет выгоднее, так как из золо­та будет сделана только чаша, которая находится в руках у ста­туи).
  3. Даётся небольшое стихотворение без запятых (в учебнике 5 класса Т. А. Ладыженской — задание для размышления § 25) и предлагается задание: докажите, что знаки препинания помо­гают правильно понять смысл прочитанного.

Очень — очень                                          Мышку

Странный вид:                                           Кот в очках

Речка под окном горит                    Читает книжку

Чей-то дом                                                 Старый дед

Хвостом виляет                                          Влетел в окно

Пёсик из ружья                                          Воробей

Стреляет                                                     Схватил зерно

Мальчик                                                     Да как крикнет, улетая:

Чуть не слопал                                           - Вот что значит запятая!

  1. В предложении Вася купил другой кожаный портфель предлагается в зависимости от смысла высказывания поста­вить запятую. (Если поставить запятую после слова другой, то получится что у Васи раньше был портфель не кожаный, а например, тряпочный и он купил ещё кожаный; если запятую не поставить, то станет ясно, что раньше Вася имел кожаный портфель, а теперь приобрёл ещё один такой же).

Задания такого характера позволяют привлечь ребят к самостоя­тельным рассуждениям, поиску нужного, правильного от­вета, активизировать мыслительную деятельность.

Также в 5 классе ученики получают начальные представления об однородных членах предложения и о сложном предложении. За­дача педагога — научить детей видеть структурные особенности каждого предложения, уметь выделять грамматические основы и правильно подчёркивать члены предложения. Обязательное требо­вание при синтаксическом разборе — составление структур­ных схем предложения. Это необходимо делать, так как с помощью схем ученики видят структуру предложения, что позволяет им без­ошибочно расставлять знаки препинания.

Одной из сложнейших тем при изучении синтаксиса в 5 классе является тема «Прямая речь и диалог». Трудность её в том, что ученикам трудно разграничивать слова автора и прямую речь. И здесь необходимо выделять глаголы речи и мысли, часто встречающиеся в авторском комментарии: говорить, сказать, подумать, представить, вмешаться, спросить, напомнить, поинтересоваться и другие. При усвоении таких слов ошибок, связанных с расстановкой знаков препинания при прямой речи становится меньше.

В 6 классе специальных тем, связанных с изучением синтаксических правил, нет, поэтому учитель должен на каждом уроке уделять время для работы по повторению сведений синтаксического характера.

Это могут быть синтаксические пятиминутки в начале урока, где учащимся предлагается записать предложение, расставить знаки препинания и графически объяснить их необходимость. При такой работе обучающиеся на каждом уроке пробуют самостоятельно разобраться в структуре предложения, уяснить важность или отсутствие в предложении знаков препинания.

При работе с текстом упражнения можно давать ученикам задание сделать синтаксический разбор какого-нибудь предложения, чтобы объяснить знаки препинания.

При изучении орфографических правил обучающиеся могут получить задание составить предложения с нужными словами по определённой схеме, самостоятельно расставить в нём знаки препинания.

Можно также давать ребятам задания составить предложение, решив ряд задач. Например:

  1. Из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить его в именительном падеже единственного числа (осень);
  2. Из предложения Мороз разрумянил щёки взять сказуемое, употребив его без приставки в з-м лице единственного числа настоящего времени (румянит);
  3. Из предложения Кисти винограда свисали до земли взять слово, являющееся подлежащим, употребить его как дополнение (кисти);
  4. Из предложения Рябины украшают наши леса взять существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в родительном падеже (рябин);
  5. Полученное предложение Осень румянит кисти рябин сделать сложным, добавив к нему вторую часть. Записать сложное предложение, разобрать его.

В 7 классе с синтаксисом связаны темы «Причастный и деепричастный оборот». При изучении этих тем нужно особое внимание обращать на позиции, в которых находится данная синтаксическая конструкция. Очень важно находить определяемое существительное, стоящее при причастном обороте, так как постановка знаков препинания здесь зависит от позиции определяемого слова.

Характерными заданиями при изучении этой темы могут быть следующие:

  1. Используя данные словосочетания, составить предложения с причастными оборотами, ставя их перед определяемым словом и после него. Графически объяснить знаки препинания.
  2. Сделать синтаксический разбор предложения с причастным оборотом. (подчёркивается, что все слова, составляющие оборот, - один член предложения).
  3. Записать предложения и определить синтаксическую роль причастных оборотов.
  4. Найдите ошибки в употреблении причастных оборотов и запишите предложения в исправленном виде:

Росшие незабудки у ручья уже зацвели. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне. Широко разливаются наполняемые реки талой водой. Ребята, бегающие по улице и которые играю в мяч, ещё маленькие.

Такое задание позволяет ребятам самостоятельно обратить внимание на неточности, связанные с употребление оборотов в речи.

  1. Распространите предложение причастным оборотом.

При выделении на письме деепричастных оборотов трудности возникают прежде всего в определении правильного характера выражаемого ими значения. Нужно чётко разграничивать действия, выражаемые сказуемым и деепричастием. Ученики должны чётко усвоить себе, что деепричастие всегда выражает добавочное действие, а сказуемое — основное и что деепричастие всегда относится к глаголу-сказуемому.

Упражнения, использующиеся при изучении данной темы, как раз и направлены на исправления ошибок, связанных с употреблением деепричастий:

  1. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий? Спишите, исправляя ошибки в употреблении деепричастий.

Открыв окно, я залюбовался видом города. Открывая дверь, она тихо скрипнула. Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш. Возвращаясь домой, шёл дождь. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным. Проезжая мимо сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

  1. Составить предложения с деепричастным оборотом, учитывая характер совершаемого ими действия.

В 8 классе начинается изучение темы «Синтаксис и пунктуация»: углубляются и совершенствуются полученные ребятами ранее знания. И чтобы эти знания были достаточно плотными, необходимо вести пунктуационную работу на всех этапах обучения русскому языку.

 

Категория: Из опыта работы. Методические рекомендации | Добавил: gulalevla (16.10.2016)
Просмотров: 359 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar