Из опыта работы. Обучение синтаксической зоркости в 8 классе. Словосочетание.

Из опыта работы. Обучение синтаксической зоркости в 8 классе. Словосочетание.

В 8 классе начинается систематическое изучение самого сложного раздела языка – синтаксиса. В 5 – 7 классах ребята уже получили начальные сведения о строении и функциях основных синтаксических единиц – словосочетания и предложения. В 8 классе эти сведения систематизируются и углубляются.

Программа по русскому языку предусматривает изучение синтаксиса 2 года – 8 и 9 класс. Первый год идёт изучение словосочетания и простого предложения, в 9 классе изучается сложное предложение и его основные виды.

Целью изучения синтаксиса в 8 классе является понимание значимости синтаксических единиц для грамотного и правильного овладения навыками постановки знаков препинания, т. К. умение видеть структуру предложения, умение грамотно и правильно вычленять отдельные слова есть залог грамотного письма.

Первый раздел синтаксиса – «Словосочетание» - начинается с усвоения понятия об этой синтаксической единице. Здесь очень важно дать понять ребятам, что не любое сочетание слов может являться словосочетанием как синтаксической единицей. Обязательно акцентировать внимание восьмиклассников на том, что кроме грамматической связимежду компонентами словосочетания обязательно осуществляется смысловая связь.

Для этого можно использовать задания, которые приведут ребят к этому выводу.

Например, дается слово мяч, и ребятам предлагается подобрать к нему прилагательные из списка (круглый, резиновый, красивый, волейбольный, футбольный, математический, вытекший и др.). Подбирая признаковые слова, обучающиеся очень легко определят, что слова математический и вытекший не могут охарактеризовать данный предмет, потому что отстутствует смысловая связь между компонентами словосочетания.

При получении сведений о функции словосочетания необходимо также определить различие между данной синтаксической единицей, словом и предложением. Так, предлагается найти различие между словом дорога и словосочетанием асфальтированная дорога. Ребята отвечают, что сразу отмечается различие внешнего облика представленных единиц: в слове один компонент, в словосочетании – минимум два. Говорится также, что та информация, которую несёт словосочетание, гораздо шире информации, полученной от слова. Делается вывод, что словосочетание даёт более широкую информацию, нежели слово.

Тогда наступает другой этап: даётся сочетание двух слов – прилетели птицы и певчие птицы – и учитель просит найти словосочетание. Ученики отвечают, что и то и другое является словосочетанием, поскольку между компонентами есть и грамматическая, и смысловая связь. Задача учителя в этом случае направить детей на различие ситуаций отражения действительности. Вопрос: Какая конструкция выражает сообщение? – даёт ребятам возможность сказать, что прилетели птицы – это высказывание, которое имеет предикативный цент, а значит, является предложеним. Таким образом, делается вывод, что предложение отличается от словосочетания прежде всего наличием грамматической основы, следовательно, и функцией в речи: словосочетание используется для соединения слов и форм слов в предложения, а предложение в свою очередь является уже средством общения.

Когда различиен слова, словосочетания и предложения уже не становятся камнем преткновения, когда структура словосочетания становится чётко очерченной, учащиеся получают задание дать определение данной синтаксической единицы. Ребята совершенно правильно говорят, что словосочетание – наименьшая синтаксическая единица, состоящая из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Очень важным оказывается также определение характера связи между компонентами словосочетания. Даётся понятие подчинительная связь, при которой одно слово будет являться главным, а второе зависимым. Делается вывод, что словосочетание только тогда становится синтаксической единицей, когда его компоненты связаны подчинительной связью.Слова, связанные сочинительной связью, словосочетаниями не являются.

Теперь полученные знания нужно закрепить выполнением упражнений. Ребятам могут быть предложены, например, такие задания (учебник для 8 класса под ред. М. М. Разумовской – упр. 31, 32, 33):

1. Выпишите только словосочетания. Устно объясните свой выбор. Почему остальные сочетания слов не являются словосочетаниями?

Человек; видеть наверху; сидел и молчал; правительство; на станции; в степи; мальчик мечтал; олимпийский чемпион; увлечённо говорить; очень интересный; тринадцатый посетитель; весело и интересно; она красива; дом на набережной; близко от меня; посмотреть фильм; грамматическая основа; слово без приставки; в предложении; каменистый; трудно; в непроходимом лесу; борется и побеждает.

2. Прочитайте выразительно текст. Назовите все возможные словосочетания.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.

3. Составьте по 2 – 3 словосочетания на каждую схему:

1) Прилаг. + сущ;                                4) Наречие + глагол;

2) Причаст. + сущ;                              5) Наречие + наречие;

3) Глагол + сущ.                                  6) Местоим. + сущ.

Следующим этапом изучения словосочетания является понятие о типах подчинительной связи между его компонентами. Этот вопрос становится наиболее трудным для обучающихся, поскольку нелегко сразу определить, как связаны компоненты синтаксической единицы.

Учителю очень важно дать ученикам представление о том, что тот или иной тип связи зависит от частиречной принадлежности главного и зависимого слова. Так, при типе связи согласование главное слово всегда будет выражено существительным или местоимением, похожим на него (отвечающее на вопросы кто? что? в разных формах: личным, возвратным, относительным, вопросительным, отрицательным или неопределённым типа нечего, ничего), а зависимое – зависимым от существительного в роде, числе и падеже прилагательным, причастием, местоимением некоторых разрядов (указательным, определительным, притяжательным, отрицательным или неопределенным типа никакой, какой-либо) или числительным. Тогда ребята очень быстро определят, что зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово, т. е. согласуется, «становится одинаковым».

Когда изучается управление, сначала даётся значение слова управлять. Ребята отвечают, что управлять – значит командовать, приказывать. Говорится о том, что главное слово всегда приказывает, в каком падеже должно стоять зависимое слово. А если речь идёт о падеже, то ребята легко делают вывод: зависимым словом будет слово с категорией падежа, т. е. именная часть речи – существительное, местоимение, по форме схожее с ним, и реже – прилагательное (например, в словосочетании СТАНОВИТСЯ БЕЛЫМ).

Начиная разговор о примыкании, учитель спрашивает: что значит примыкать? Ученики говорят, что примыкать – значит присоединяться к чему-нибудь. Говорим с ребятами о том, почему зависимое слово просто присоединяется к главному. Они отвечают, что связь осуществляется только с помощью смысла, следовательно, в роли зависимого слова выступает любая неизменяемая часть речи: инфинитив, наречие, деепричастие и притяжательные местоимения его, её, их, поскольку эти формы являются неизменяемыми.

Для закрепления полученных знаний используются упражнения с заданием, например, определить тип связи в словосочетании через определение частиречной принадлежности входящих в него компонентов.

Работа по изучению словосочетания должна быть последовательной, систематической, неторопливой. И только когда ребята поняли особенности этой синтаксической единицы, можно переходить к изучению следующего раздела – «Простое предложение».

Категория: Из опыта работы. Методические рекомендации | Добавил: gulalevla (16.10.2016)
Просмотров: 398 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar