Пятница, 07.05.2021, 16:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гулянова А. В.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Подготовка к ОГЭ » Изложение и сочинение на ОГЭ

Требования к сочинению-рассуждению 15.1
[ Скачать с сервера (94.5 Kb) ] 16.12.2017, 17:59

Задание 15.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)

 

Общие требования к сочинению 15. 1

 

Выбрав задание 15.1 и решив писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (по высказыванию о языке), первым делом обращайтесь к условию задания и внимательно читайте его, уделяя внимание тем ключевым моментам, которые вы обязаны (для получения максимального результата) отразить в своей работе[1]. (формулировки заданий взяты из демоверсии 2018 г.): напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К. Г. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» (Внимание:  в реальных вариантах КИМ будут приведены другие высказывания других писателей или учёных).  Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К. Г. Паустовского (или другого писателя или учёного, чьё высказывание будет приведено). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту )не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Итак, не забывайте о том, что сама формулировка задания – это подробный план вашей работы, поэтому акцентируйте внимание на дальнейших шагах. Следовательно, в сочинении вы должны:

 

1) Раскрыть смысл высказывания. Обратите внимание: не просто упомянуть про то, что оно (высказывание) существует, что вы его увидели и прочитали, а обязательно объяснить (не объясните – получите 0 баллов по критерию С1К1), как вы понимаете его смысл, о каких языковых явлениях в нём идёт речь, какие аспекты этого языкового явления рассматривает автор, а вслед за ним вы, какова роль этого явления в языке[2].

 

2) Привести два примера из прочитанного текста. Переходя к следующему пункту сочинения, к аргументации, следует помнить о том, что не всякий пример из текста годится для того, чтобы доказать вашу мысль. 

 

 Ссылаясь на методические материалы для экспертов, отметим, что «При оценке этого действия важно исходить из того, что пример обретает функцию аргумента, если он соответствующим образом оформлен. Это проявляется в том, что пример, во-первых, должен занимать соответствующее место  в композиции сочинения; во-вторых, он должен быть обозначен набором специфических лексико-грамматических средств («Мысль о том, что …, можно подтвердить следующим примером…»; «Чтобы доказать справедливость этого суждения, приведу пример из текста…»), определяющих смысловую функцию приведенного примера»[3].

 

Поясним более подробно: аргумент, как и ваше сочинение-рассуждение, строится по строго определённой модели: АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР + ВЫВОД. Что это значит? Представьте себе математическую формулу, в которой один из элементов пропал. Решить задачу или пример по этой формуле будет невозможно. То же самое произойдет с вашим аргументом в сочинении. Если один из элементов аргумента исчезнет – исчезнет  весь аргумент в целом, и вы получите 0 баллов по данному критерию. То есть, оформляя пример-аргумент, строго следите за тем, чтобы трёхчастная структура обязательно была соблюдена: в аргументе должны присутствовать и тезис, и пример, и вывод. Нет чего-то одного – нет аргумента вообще!

 

Вернёмся к условию задания и прочитаем ещё раз тот пункт, где вас просят привести примеры. Жирным выделено обязательное количество таких примеров в вашей работе – «два». Это означает, что своё понимание смысла цитаты вы раскрываете, используя два аргумента, то есть приводя два тезиса, два примера и два вывода!  (АРГУМЕНТ1 = ТЕЗИС1 + ПРИМЕР1 + ВЫВОД1). Закончили первый пример, после этого приводим тезис второго, доказываем примером и делаем какой-то вывод (АРГУМЕНТ2 = ТЕЗИС2 + ПРИМЕР2 + ВЫВОД2). Аргумент1 и аргумент2 можно при этом поместить в один абзац, а можно сделать два разных абзаца, ошибки здесь не будет никакой. В методических рекомендациях для экспертов на правильность ввода аргумента сделан особый акцент[4]: «Нельзя считать аргументами примеры, приведённые из прочитанного текста, если отсутствует тезис, который они могли бы проиллюстрировать». Обращайте на структуру аргумента пристальное внимание – это самое важное в сочинении!

 

3) Раскрыть тему сочинения на лингвистическом материале. Внимание: задание 15.1. предполагает работу с языковым материалом, и объяснять вы должны именно употребление предложенного в цитате языкового материала в тексте, поскольку «Экспертам следует учитывать соответствие приводимых примеров-аргументов тем тезисам, которые выдвинуты в сочинении. Иными словами, только такой пример считается аргументом, который действительно иллюстрирует названную функцию языкового явления»[5]. Не будет иллюстративных примеров использования лингвистического материала – задание будет не выполнено, и ваше сочинение получит 0 баллов. Об этом тоже не стоит забывать!

 

Структура сочинения – рассуждения на лингвистическую тему (15.1)

 

Попытаемся в самом общем виде показать структуру вашего сочинения по заданию 15. 1.

 

 

1 абзац. Вступление. Рассуждение о смысле высказывания

 

А. Г. Нарушевич в работе «Методика подготовки учащихся к написанию сочинения (задания 15.1, 15.2, 15.3 ОГЭ по русскому языку)» предлагает следующую композицию сочинения 15.1:

 

 

 

           
 
 
   
 
   

 

 

 

 

2 абзац. Первый пример и его роль в тексте (Аргумент1)

 

 

 

 

 

3 абзац. Второй пример и его роль в тексте (Аргумент2)

 

 

 

 

 

4 абзац. Вывод

 

 

 

 

 

 

Сразу вспоминаем, что рассуждение должно обязательно начинаться с определенного тезиса – он и будет 1 абзацем вашей работы. Подсказка есть в формулировке задания: «Начать сочинение вы можете словами Х (фамилия, инициала автора высказывания)». Повторите цитату – тезис готов! Но здесь помните об одном: мало переписать цитату из задания, необходимо объяснить, как вы понимаете смысл этих слов, роль данного языкового явления в языке. Сделать это вам помогут следующие слова и выражения: действительно, безусловно, несомненно; Автор пишет о…; В высказывании… говорится о…; Бесспорно мнение автора о том, что…; Я полностью согласен с… и тоже считаю, что…; Я поддерживаю мнение…, потому что…и др.

 

Таким образом, предлагаем следующие модели построения начала первого абзаца сочинения, который будет включать в себя два основных предложения:

 

1) цитата-тезис, переданная прямой речью, и предложение, поясняющее предложенное высказывание: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»,- сказал К. Г. Паустовский. Безусловно… (Я полностью согласен с писателем и тоже считаю, что… и др.).

 

2) заявленное в задании высказывание может быть передано предложением с косвенной речью, после которого вы объясняете смысл этого высказывания (К. Г. Паустовский сказал (утверждал, отмечал, считал, рассуждал, писал и др), что нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Я поддерживаю мнение писателя, потому что… и др.).

 

3) можно не повторять цитату из условия задания, а сразу начать с объяснения – тезис тоже будет, никто за такой подход вам баллы не снимет! (Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так:…).

 

Дальше делаем логический переход и начинаем составлять 2 и 3 абзацы сочинения (напомним: два аргумента могут находиться в одном абзаце, все зависит от вашего замысла. И никто за это вам балл не снимет).

 

Переход от первого ко второму абзацу является обязательным критерием успешности вашего сочинения, если не хотите потерять балл за нарушение композиционной стройности и логической последовательности изложения мысли (критерий К3). Поэтому мы обязательно делаем его, формулируя третье (и последнее) предложение в первом абзаце работы. Образцами логического перехода могут служить следующие примеры:

 

- Чтобы убедиться в справедливости этого высказывания (этой мысли), рассмотрим конкретные примеры из текста Х (называется автор текста, из которого вы будете приводить примеры);

 

- Докажем это на примерах, взятых из текста Х (называется автор текста, из которого вы будете приводить примеры);

 

- Попробую доказать это на примерах;

 

-Прекрасным подтверждением этой мысли (той, которую написали вы, давая объяснение цитаты) является текст Х (называется автор текста, из которого вы будете приводить примеры) и др.

 

В общем виде первый абзац вашего сочинения по заданию 15. 1 будет примерно таким (не пишите много, достаточно 3 предложения!): «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»,- сказал К. Г. Паустовский. Я полностью согласен с писателем и тоже считаю, что… Чтобы убедиться в справедливости этой мысли, рассмотрим конкретные примеры из текста И. И. Иванова.

 

Дальше, во втором абзаце, вы должны написать Аргумент1, подтверждающий ваши мысли. Вспоминайте: аргумент всегда трехчастен! Это аксиома, о которой нельзя забывать! Другое дело, что специфика аргумента в сочинении на лингвистическую тему будет иная, нежели в работах 15.2 и 15.3. Ведь вы пишите сочинение, в котором анализируете функцию системы языка, работу элементов этой системы, а значит, тезис должен называть языковое явление и объяснять его функцию, пример – указывать роль этого явления в тексте (как простой ссылкой на номер предложения с пояснением (какую роль играет здесь языковое явление?), где это явление представлено, так и цитированием с вашим комментарием (зачем оно здесь?) или пояснением (какова роль в тексте?), а вывод подвести итог вашей мысли и показывать, что вы на правильном пути. Схематично структура аргумента в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему должна быть следующей:

 

ТЕЗИС (назвать явление языка и объяснить его функцию)

 

ПРИМЕР (указать роль языкового явления в прочитанном вами тексте)

 

ВЫВОД (убедить, что вы верно объяснили функцию явления и его роль в тексте).

 

Также строится и второй аргумент, расположенный, на ваше усмотрение, или во втором, или в третьем абзаце работы.

 

В упрощённом виде в вашем сочинении эксперт должен увидеть следующее (аргументы являются условными):

 

Во-первых, многоточие может указывать на желание говорящего привлечь внимание слушателя (назвать, объяснить). Пример можно найти в предложении № 6, где…(указывать роль в тексте). Таким образом, используя многоточие, автор показывает…(подвести итог)

 

Во-вторых, использование многоточия позволяет автору акцентировать внимание на волнении героя, который делает длительные паузы в своей речи (назвать, объяснить). В предложении № 25 автор это показывает (указать роль в тексте). Следовательно, многоточие здесь… (подвести итог).

 

Приведём несколько примеров выражений, которые могут быть использованы в этой части работы:

 

-Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №…;

 

- Проиллюстрировать названное языковое явление (лучше указать какое) можно на примере предложения…;

 

- Пример можно найти в предложении…;

 

- Рассмотрим в качестве примера предложение №.., в котором…;

 

- В предложении №.. автор использует (пользуется, употребляет)…;

 

-Во-первых, автор пишет (использует)…

 

-Во-вторых… и др.

 

 4 абзац, в котором заключён общий вывод, состоит из одного предложения, в котором подводится итог ваших рассуждений. Помните: вывод в рассуждении всегда должен быть связан с тезисом, то есть с первым абзацем вашего сочинения, и отступать от этого правила нельзя. То есть вы просто повторяете своими словами мысль, высказанную в тезисе, опираясь на то, что вы смогли ее доказать. Здесь можно воспользоваться следующими клише:

 

- Итак, мы доказали, что…;

 

- Таким образом, …;

 

- Следовательно, …;

 

- В итоге можно прийти к выводу:…;

 

- В заключение можно сказать, что…;

 

- Обобщая сказанное,…;

 

- Нам удалось доказать, что…;

 

- В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…;

 

- Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… и др.

 

Итак, «скелет» вашего сочинения может быть представлен следующим образом:

 

«Цитата из задания»,- сказал Х. Я полностью согласен с писателем и тоже считаю, что… Чтобы убедиться в справедливости этой мысли, рассмотрим конкретные примеры из текста И. И. Иванова.

 

Во-первых, многоточие может указывать на желание говорящего привлечь внимание слушателя. Пример можно найти в предложении № 6, где…. Таким образом, используя многоточие, автор показывает…

 

Во-вторых, использование многоточия позволяет автору акцентировать внимание на волнении героя, который делает длительные паузы в своей речи. В предложении № 25 автор это показывает. Следовательно, многоточие здесь…

 

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

 

 

Категория: Изложение и сочинение на ОГЭ | Добавил: gulalevla
Просмотров: 388 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0