Пятница, 07.05.2021, 15:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гулянова А. В.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Планы-конспекты уроков » Уроки русского языка

Система работы по развитию связной речи как условие формирования коммуникативной компетенции выпускников
[ Скачать с сервера (2.64 Mb) ] 17.12.2017, 06:48

Основное общее образование (5 – 9 класс)

 

- работая над умением составлять план текста, выделять ключевые слова и микротемы, пользуюсь следующими методами: ответ на логические вопросы учителя по тексту, деформированный план, то есть план с нарушением логической последовательности, которую учащиеся должны восстановить, подбор заголовков плана из предложенных учителем, из перечня слов, имеющихся в тексте, учащиеся выбирают ключевые слова и формулируют заголовок плана. Обучая разным видам пересказа, отрабатываю с учениками умение находить  опорные слова, важные для понимания идеи текста, отвечать на наводящие вопросы, связанные с темой текста. Итог: к 9 классу данные умения приводят к высокому качеству написания творческих работ. результат моих учеников – 85 % качества.

 

- с 5 класса мои ученики ведут читательский дневник, где систематически (сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно) записывают тему, основную мысль, краткую характеристику героев произведения. Итог: такой способ фиксации литературного материала дает детям возможность без труда привести аргумент в сочинении-рассуждении (слайд 6).

 

- в рамках изучения типов речи ведётся работа по составлению текстов заданных жанров: заявления, отзыва, расписки, объявления и др. На уроках учащиеся работают в парах и группах, редактируя тексты данных жанров, находя фактические неточности. Итог: подобная работа позволяет довести до автоматизма навыки составления текстов различных стилей и жанров;

 

- При работе над разграничением книжной, разговорной и нейтральной лексики использую следующие формы:  выбор из перечня слов, характерных для определённого стиля, или самостоятельный подбор лексических средств в соответствии со сферой употребления, или нахождение в текстах определенного стиля слов-показателей. Под моим руководством учащиеся занимаются исследованием так называемого «олбанского языка» (языка сети интернет). Итог: Такая работа увлекает ребят, многие учащиеся перестают в своей речи пользоваться словами разговорного стиля и молодёжным сленгом (слайд 7).

 

-работая над речью и в устной, и в письменной форме, обучающиеся тренируют умения строить минимальное монологическое высказывание. В 5 классе, например, даю задание доказать, какая буква пишется в слове и почему, в двух-трёх предложениях передать основную идею текста и т.д. К 9 классу задания усложняю: устный пересказ фрагментов литературного произведения с элементами его анализа, или устное описание-характеристика героя, или доказательство своей точки зрения с приведением двух примеров-аргументов. Итог: Результативность данной работы – максимальный балл за сочинение-рассуждение у 80% учеников.

 

- при изучении темы «Диалог» в 5 - 8 классах использую игровые формы работы по составлению диалогов. В 9 классе практикую дискуссию: ученики становятся защитниками точек зрения литературных героев или литературных критиков, ведут живой спор-диалог.  Итог: такая работа развивает умения владеть различными видами диалога, многие мои ученики очень убедительно отстаивают своё мнение (слайд 8).

 

- на уроках, посвященных анализу письменных монологических текстов, ученики под моим руководством осуществляют редакторскую правку текстов друг друга. Учащиеся анализируют свои тексты с точки зрения правильности и логичности. Итог: такая форма работы даёт результат: уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки в письменных работах;

 

- для учащихся с низким уровнем познавательной активности можно предложить одну из известных методик «Преодоление боязни чистого листа». Ученику за определенное время предлагается писать все, что он хочет, о чем думает. Например, он может ответить на вопросы: Что думает тряпка, которой вытирают школьную доску? Что я буду делать вечером? и др. Итог: методика показала, что через несколько месяцев каждый ученик этой группы может создавать связные тексты (слайд 9).

 

Формы контроля: 1) устные ответы (развитие монологической речи); 2) сочинение в форме рассуждения и описания (подготовка к экзаменационной работе); 3) сжатый и подробный пересказ текста (развитие монологической речи, подготовка к изложению); 4) сжатое изложение (отработка навыков и умений сжато пересказывать содержание текста.

 

Среднее (полное) общее образование (10 – 11 классы)

 

- для подготовки к сочинению-рассуждению на ЕГЭ создал для выпускников методические рекомендации, в которых даётся чёткая инструкция, как работать над сочинением, и даны практические задания для учащихся. Материалы размещены на моём сайте (http://alex-gulyanov.ucoz.net/load/egeh/2-3, http://alex-gulyanov.ucoz.net/load/egeh/1)  Итог: У учащихся, использующих эти материалы, значительно повышается качество сочинений, написанных на максимальный балл (с 4 в 2013 г. до 11 в 2016 ) (слайд 11).

 

- работа над постановкой проблемы и нахождением авторской позиции. Выпускники должны четко представлять, что проблема – это вопрос, волнующий автора, а позиция автора не что иное, как ответ на этот вопрос. Учу детей формулировать проблему в виде вопроса, начинающего с вопросительных слов Почему..? Зачем..? Какой..? Какую роль..? Итог: в 2013 г. пять выпускников не определили проблему текста, в 2016 г. – всего двое;

 

- работа над комментарием. Комментарий – одна из трудных частей сочинения, поэтому разрабатываем с учащимися чёткий алгоритм комментария: о чем пишет автор? (первый пример) – Как он об этом пишет?  (второй пример) – какой вывод делает? (логических переход к позиции автора). Итог: в 2013 г. 8 выпускников не получили баллов за комментарий, 3 получили 1 балл, в 2016 г. все выпускники справились с этой частью сочинения;

 

- работа над аргументацией. Читательский дневник, который ученики ведут в основной школе, в старших классах дорабатываем и создаем свой собственный банк аргументов. Итог: эффективность такой работы проверена результатами: в 2016 г. все выпускники получили баллы за аргументацию;

 

- работа в качестве экспертов. Уроки по подготовке к сочинению-рассуждению организовываю так, что ребята в парах или группах проверяют сочинения выпускников прошлых лет, оценивая его по критериям. Итог: такая работа позволяет активизировать внимание ребят на структуре собственного сочинения, позволит избежать речевых, грамматических и фактических ошибок;

 

- при работе над развитием речи учащиеся отрабатывают умения создавать своё собственное письменное монологическое высказывание. Итог: работа обеспечивает написание сочинения-рассуждения на достаточно высокий балл (11 выпускников в 2016 г.) (слайд 12);

 

- на протяжении четырех последних лет имею Интернет-страницу «Внеклассная работа с Алексеем Гуляновым» в тематической группе «Русский язык на 100 %» ВКонтакте (https://vk.com/topic-39036904_28778619), аудитория группы в 2015/2016 учебном году - 4700 человек. Руководитель группы: к.ф.н., доцент О. Н. Беляева, старший методист Национальной сети знаний «Тетрадка.ru». В блоге оказываю методическую помощь выпускникам при подготовке к сочинению на ЕГЭ по русскому языку. Работаю с учениками, проверяя и комментируя опубликованные в группе сочинения, размещаю на странице методические материалы. Итог: работа в интернет-сети увлекает ребят, они видят сочинения одноклассников, активно комментируют и обсуждают их (слайд 13).

 

Формы контроля: 1) сочинение-рассуждение (отработка умения создавать собственное письменное монологическое высказывание).

  

Категория: Уроки русского языка | Добавил: gulalevla
Просмотров: 579 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0