Описание картины В. Д. Поленова "Московский дворик" (в рамках подготовки к устной части ГИА)
[ Скачать с сервера (2.06 Mb) ]16.12.2017, 17:46

Здравствуйте!

 

Учитель:

 

- Вы верите, что сейчас зима?

 

- Вы верите, что за январём придёт февраль?

 

- Вы верите, что в феврале Вам предстоит пройти новое испытание в виде устной части экзамена?

 

- Вы верите, что вы абсолютно готовы к прохождению этого испытания? (НЕТ)

 

- А что мы должны знать и уметь, чтобы успешно справиться с испытанием?

 

Ребята: чтение, пересказ, монолог-описание картины, диалог (слайд 1)

 

Учитель: Давайте попробуем решить эти задачи, но сначала определим тему урока. Я вас приглашаю в путешествие.

 

Включает презентацию. На экране репродукция картина В. Д. Поленова «Московский дворик» (1878 г.). На фоне картины звучит колькольный звон. (слайд 2) В это время учитель читает отрывок из книги М. И. Пыляева «Старая Москва»:

 

«Старина в Москве сохранялась и во внешнем устройстве города.

 

Дома разделяли иногда целые пустоши, иногда и целые улицы представляли не что иное, как одни плетни или заборы, под двускатной кровлей которых виднелись медные восьмиконечные кресты, да и о жизни на дворах давали знать лаем одни псы в подворотнях.

 

Дома богатых людей в Москве ютились на широких дворах в кущах вековых дерев.

 

В старой Москве к богатым барским усадьбам прилегала большая часть густо скученных простых деревенских изб, крытых лубком, тесом и соломой».

 

Учитель: О чем услышали из прочитанного отрывка? (о старой Москве). Как образ старой Москвы связан с картиной, которую вы видите на слайде? Как вы думаете, каким образом представленная репродукция картины связана с темой урока?

 

Формулируем тему урока: «Описание картины В. Д. Поленова «Московский дворик». (слайд 2)

 

Учитель: Но мы не просто будем составлять описание картины, а делать это будем в рамках подготовки  к устной части экзамена.

 

Учитель: Таким образом, какова цель нашего урока?

 

Ребята: используя картину, выполнить задания устной части экзамена.

 

 

 

Учитель: Работать вы будете по группам. Каждая группа выполняет предложенное ей задание. У вас на столах репродукция картины, листок с заданием и критерии оценивания. Внутри группы вы решаете, кто будет отвечать. Во время ответов остальные участники следят, оценивают чтение и свою оценку вносят в оценочную таблицу на доске, высказываются. На подготовку к заданию у вас  3 минуты. Можете приступать. В ходе работы учитель координирует работу.

 

Группа 1

 

Задание 1: Выразительно прочитайте текст о Василии Дмитриевиче Поленове вслух. У вас есть 3 минуты на подготовку.

 

Внутри группы работайте в парах. Выберите пару, которая будет читать.

 

Первая пара готовит выразительное чтение текста (текст разделен на части)

 

1 человек. Василий Дмитриевич Поленов родился в дворянской семье, где живо интересовались историей, литературой, искусством; учился в Академии художеств и одновременно в Петербургском университете на юридическом факультете.

 

В 1878 году художник представил на передвижную выставку картину. Это был «Московский дворик» - произведение, ставшее этапом в русской живописи.

 

2 человек. Уголок старого Арбата: солнечное утро; в траве играют дети, около одной из тропинок стоит малыш; справа лошадь, запряжённая в телегу, в глубине женщина с ведром, куры у сарая, за дощатым забором купола церкви, белая колокольня, а над всем – синее небо. В этой картине можно увидеть жанровую зарисовку из жизни простого народа, а можно – философскую мысль о соединении повседневного, будничного с возвышенным, вечным.

 

 

 

 

 

Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова В. Д. Поленова: «Искусство должно давать счастье и радость». Подумайте, где лучше использовать эти слова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.  У вас есть 3 минуты на подготовку.

 

Вторая и третья пара пользуются полным текстом.

 

Василий Дмитриевич Поленов родился в дворянской семье, где живо интересовались историей, литературой, искусством; учился в Академии художеств и одновременно в Петербургском университете на юридическом факультете.

 

В 1878 году художник представил на передвижную выставку картину. Это был «Московский дворик» - произведение, ставшее этапом в русской живописи.

 

Уголок старого Арбата: солнечное утро; в траве играют дети, около одной из тропинок стоит малыш; справа лошадь, запряжённая в телегу, в глубине женщина с ведром, куры у сарая, за дощатым забором купола церкви, белая колокольня, а над всем – синее небо. В этой картине можно увидеть жанровую зарисовку из жизни простого народа, а можно – философскую мысль о соединении повседневного, будничного с возвышенным, вечным.

 

Вторая пара и третья пары выделяют ключевые слова, необходимые для пересказа, один участник из четырёх (ребята выбирают сами) пересказывает текст.

 

Группа 2. Внутри группы также выделяются пары. Первая пара создаёт устное описание картины.

 

Задание: опишите картину В. Д. Поленова «Московский дворик».  В своем ответе Вы можете использовать ключевые слова. Пользуйтесь памяткой. Не забудьте сказать:

 

·         Что изображено на заднем фоне картины? Закройте церковь, что изменится?

 

·         Какое настроение придают картине церковь и колокольня?

 

·         Какие здания изображены в центре картины: хозяйственные посройки или богатые здания? Почему?

 

·         Для чего художник изобразил фигуры детей? Какое настроение придают играющие дети?

 

·         Опишите фон, окружающий природу картины.

 

Церковь: белокаменная церковь, золотой купол, колокольня;

 

Постройки:  покосившийся дощатый сарай, двухэтажный особняк, фасад здания.

 

Фигуры детей:  плачущая девочка, копошатся в земле, собирает ромашки.

 

Фон картины: зелёная лужайка, прозрачное небо, белоснежные облачка, пышный разросшийся сад

 

Вторая пара составляет 4 предложения по картине (2 один ученик, 2 другой) с причастными и деепричастными оборотами.

 

Третья пара составляет описание картины по шаблону, то есть подбирает в предложенном описании с пропусками слов подходящие по смыслу слова. Затем текст должен быть прочитан вслух.

 

 Текст: Небольшой …     дворик, … в одном из тихих арбатских переулков. Сквозь ветви … сада виднеется фасад … белого дома, боковой стороной выходящего …; правее … покосившийся сарай, колодец, вдали крыши … московских домов и, наконец, … церковь с шатровой колокольней, вырисовывающаяся на фоне … неба. Дворик живёт своей обычной, … жизнью: на … лужайке играют … ребятишки; в глубине двора женщина …; на верёвке …; лошадь ….

 

 

 

Группа 3. Задание: Во время беседы вам будут заданы вопросы по картине В. Д. Поленова. (см. ниже). Выберете в группе, кто будет задавать вопрос, как станет на него отвечать. Помните, что отвечать на вопрос вы должны  с самого вопроса. На подготовку 3 минуты

 

Внутри группы также выделяются пары. Каждая пара составляет по одному вопросу для ведения диалога по картине. Используется следующий приём. Пара получает лист формата А4 с прорезанными в нем отверстиями. Первая пара - №1, вторая пара № 2, третья пара № 3. Лист накладывается на картину таким образом, что видна только та часть картины, где проделано отверстие в листе. Остаются видны Церковь (№1), лошадь (№2), дети (№3). Вопросы должны быть заданы со слов: Зачем? Почему? Как? О чём говорит..? Что изменится..?

 

 Группа выбирает представителя, который отвечает на заданные ему вопросы.

 

Итак, задания выполнены. Посмотрим на выставленные вами оценки. Над чем ещё нужно работать?

 

 

 

Учитель: На листочках, которые лежат у вас на столах, каждый сформулирует одно предложение, продолжив предложенную фразу….

 

 

 

 Итог: Рефлексия

 

ž  Я узнал(а)…

 

ž   было трудно…

 

ž  Я понял(а), что…

 

ž  Я научился (лась)…

 

ž  Я смог (ла)…

 

ž  Было интересно узнать, что…

 

ž  Мне захотелось…

 

Один представитель от каждой группы озвучит вслух, остальных попрошу оставить листочки на столах.

 

Спасибо за урок. До свидания!

 

Категория: Уроки русского языка | Добавил: gulalevla
Просмотров: 366 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar