мастер-класс "Через тернии - к звездам"
[ Скачать с сервера (4.18 Mb) ]01.11.2018, 17:32

Мастерская «Через тернии к звёздам» с Алексеем Гуляновым

 

"Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения"Антуан де Сент-Эзюпери

 

Титульный слайд «Через тернии – к звёздам»

Выходит учитель, читая отрывки из школьных сочинений:

  • Онегин, как и все помещики, родился не в роддоме, а на брегах Невы;
  • Обломов любил лежать на диване совершенно один. Этим он непонятен нам, молодым современным читателям…;
  • Пугачёв пожаловал шубу и лошадь со своего плеча;
  • Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы;
  • Гагарин был первым проходимцем в космосе.

Вот такие выдержки из сочинений учащихся для меня и моих коллег - далеко не редкость.

Здравствуйте, дорогие коллеги и уважаемые члены жюри! А. В. Гулянов, учитель русского языка и литературы.

(слайд 2).Во всех видах речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) школьники встречаются с препятствиями, преодолеть которые им не так просто. Без бесконечных «ну» и «эээ» и взрослым рассказать, что нас тревожит и чего мы хотим, становится все труднее

.

Что с этим делать?

 

Скажите, благодаря чему достигают успехов спортсмены? Тренировки.

Артисты? Репетиции.

Ораторы? Упражнения.

Один из главных принципов моего опыта - систематические занятия развитием речи.
Но мы имеем дело с детьми: скучные тренировки и упражнения – это не для них. Как быть?

(слайд 3) Ответ подсказывает Борис Житков: «Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно!»

Осталось решить, как поведём наших подопечных к звёздам? Как поможем им заблистать?
Способов, конечно, много, но мы помним, (слайд 4) что « Мышление начинается с удивления» (Аристотель).

Давайте проведем эксперимент.

Учитель вызывает фокус-группу из 5 человек. Задание фокус-группе( на карточке):

Вы-экскурсоводы картинной галереи.

1. Проведите экскурсию для учеников 2038 г. по данной картине.

2. Используйте приём «живая картина»:

А) Распределите роли;

Б) Используйте опорные слова: В 21-00, ужас, стресс, помочь, внушать, не повышать тревожность.

В) Используйте мимику, жесты, передайте эмоции действующих лиц.

Во время 4 минут – работа с залом:

Одной из причин неуспешности детей педагоги называют плохую память, которая

тормозит все виды речевой деятельности. Поэтому тренировать память нужно постоянно. Предлагаю вам тренировку (слайд 5)

На слайде: ЖалюзИ или жАлюзи

ЭкспЕрт или Эксперт

ХодАтайство или ходатАйство

ОбеспЕчение или обеспечЕние

Отрочество или отрОчество

Поднимите руки, кто наверняка знает правильный ответ.

А теперь давайте поговорим об этих словах подробнее.

Методики запоминания ударений:

А) мнемонические стихотворения

(Хороши и вблизи// На окне жалюзи; Запечатал наш эксперт// Заключение в конверт)

Б) Словесные аналогии или через значение

рассказываем, как лучше запомнить ЭкспЕрт – спЕц, Ходатайство - прошЕение, в ответ на прошение каждый надеется услышать ДА, и именно этот ударный слог мы находим в слове)

в) ОбеспЕчение – обеспЕчить, Отрочество - Отрок.

Поднимите руки, у кого больше нет сомнений, и кто может прочесть ответ вслух.

 

О том, как трудно бывает в детях пробудить фантазию, чтобы у них получилось интересное сочинение, знают и родители, и учителя.

Предлагаю эффективное, на мой взгляд, упражнение на предвидение, антиципацию.

1) Раневская приглашает в гости и предупреждает, что звонок не работает:

- Как придёте, стучите ногами.

- Почему ногами, Фаина Георгиевна?- недоумевают гости

Как Вы думаете, что ответила актриса? (Но вы же не с пустыми руками собираетесь приходить);

2) Однажды к Энштейну подошел корреспондент с толстым блокнотом и спросил: когда к вам приходят гениальные мысли, вы куда их записываете: в блокнот или на отдельных листочках. Учёный посмотрел на толстую записную книжку репотртера и сказал: Что ответил Эйнштейн? (Гениальные мысли приходят так редко, что их можно запомнить);

3) В Древней Греции, где всегда очень трепетно относились к слову, два архитектора борются за право строительства. Они должны были выйти на трибуну и убедить, что каждый из них достоен быть тем самым главным архитектором. Выходит первый, очень красноречивый, очень эмоциональный и начинает рассказывать: я поставил бы фонтан, я отреставрировал бы старые здания, разбил бы сквер.

И вот выходит второй. Смущаясь, не очень уверенно себя чувствуя на трибуне, он сказал одну-единственную фразу – и победил. Что он сказал? (Всё, что вы услышали, я обязуюсь сделать).

 

Если такие упражнения проводить регулярно, дети быстро учатся предсказывать события, придумывать продолжение истории, писать сочинения. Приём предвидения развивает умение писать. А трудностей с подбором таких текстов нет: Интересные истории из Интернета можно приспособить для такой работы.

 

В чём особенность речевой деятельности? Она обеспечивает нам процесс общения.

Согласитесь, совсем не просто - и для детей, и для взрослых - описать картину. Иногда это просто мучение, потому что непонятно, зачем мы это делаем.

Чтобы работа была успешной, детей нужно погрузить в речевую ситуацию. Их речь должна быть кому-то адресована.

 

Итак, следующий способ обучения. И я приглашаю с результатами работы

фокус-группу, которой было предложено задание (слайд, картина на слайде)

 

Благодарю за работу! Такие оригинальные приёмы работы делают преподавания русского языка необычным и интересным. И позволяют добиться высоких результатов. 100 баллов мы ещё не достигли, но 98 баллов в моей копилке уже есть.

Согласитесь, что работая над развитием речи, мы занимаемся формированием мышления, сознания детей. Чем менее шаблонно мыслит человек, тем ярче его речь.

«Границы моего языка означают границы моего мира» - говорил один из выдающихся мыслителей XX века Людвиг Витгенштейн.

Получается, язык не только отражает наш внутренний мир, но и в какой-то степени его формирует.

 

Спасибо за работу! Успехов вам в любых предлагаемых жизнью обстоятельствах!

 

Категория: Уроки русского языка | Добавил: gulalevla
Просмотров: 811 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar