Программа по литературе 10 - 11 класс (базовый уровень) к УМК под ред. В. Я. Коровиной
[ Скачать с сервера (104.5 Kb) ]26.08.2017, 09:31

Пояснительная записка

Программа по литературе для 10 – 11 класса составлена в соответствии с содержанием федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) 2004 года с учетом изменений от 31 августа 2009 года (приказ № 320), Примерной программы по литературе, программы литературного образования под редакцией В. Я. Коровиной, учебного плана МБОУ «Яйская СОШ № 2» на 2017 – 2018 учебный год.

Программа по литературе (базовый уровень) предполагает чтение и изучение наиболее известных литературных произведений второй половины XIX и XX веков.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение целей:

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности:

  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения;
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формирование выводов.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов…» от 31 августа 2009 года в раздел «А. И. Солженицын и В. М. Шукшин» (11 класс) добавлен урок, посвященный изучению романа А. И. Солженицына «Архипелаг «Гулаг».

На этапе среднего (полного) общего образования для обязательного изучения предмета «Литература» отведено 210 часов. Всего уроков в 10 классе – 105 часов (3 урока в неделю), в 11 классе – 105 часов (3 урока в неделю).

Часы резервного времени, отведённые примерной программой, распределены на написание письменных работ по произведениям изучаемых авторов и на изучение литературных произведений периода Великой Отечественной войны и современного литературного процесса.

В 10 классе 9 часов отведено на проведение контрольных работ по творчеству писателей, 5 часов – на уроки внеклассного чтения, 1 урок – развитие речи. В 11 классе контрольных работ – 3 часа, 3 часа – развитие речи, 6 часов – внеклассное чтение.

Содержание программы

10 класс

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры ()

Литература первой половины XIX века (обзор) (1ч.)

Обзор русской литературы первой половины XIX века

А. С. Пушкин (4ч.)

«Чувства добрые» в пушкинской лирике. «Вечные темы» в творчестве поэта. Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ Петра в поэме.

М. Ю. Лермонтов (2ч.)

Своеобразие художественного мира М. Ю. Лермонтова. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Н. В. Гоголь (3ч.)

Повесть «Невский проспект». Образ Петербурга. Соотношение мечты и действительности в повести. Особенности стиля Н. В. Гоголя.

Литература второй половины XIX века (обзор) (1ч.)

Обзор русской литературы второй половины XIX века.

А. Н. Островский (9ч.)

А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Драма «Гроза». Образ города Калинова. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Нравственная проблематика пьесы. Критика о «Грозе». Н. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве». Драма «Бесприданница». Образ Ларисы. Искушение – лейтмотив пьесы. Письменная работа по пьесам А. Н. Островского.

Ф. И. Тютчев (4ч.)

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Тема Родины в творчестве Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийное чувство в поэзии Ф. И. Тютчева. Философская лирика поэта.

А. А. Фет (3ч.)

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Природа в лирике А. А. Фета. Философская проблематика лирики поэта.

И. А. Гончаров (7ч.)

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. Обломов и Штольц. Тема любви в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Социальная и нравственная проблематика романа. Проверочная работа по роману.

И. С. Тургенев (8ч.)

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. «Отцы» и «дети» в романе. Смысл названия. Базаров и Одинцова. Базаров и его мнимые последователи. Базаров перед лицом смерти. Смысл финала. Контрольный тест по роману.

Н. С. Лесков (3ч.)

Н. С. Лесков. Повесть «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина в повести. Тема трагической судьбы человека. Смысл названия повести.

М. Е. Салтыков-Щедрин (2ч.)

«История одного города». Тема народа и власти в «Истории одного города».

Н. А. Некрасов (8ч.)

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Гражданский пафос поэзии Н. А. Некрасова. Основные темы лирики. Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова. Тема народа в творчестве поэта. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Система образов поэмы. Народное представление о счастье. Смысл названия поэмы. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрёны Тимофеевны. Образы правдоискателей и Гриши Добросклонова.

Ф. М. Достоевский (10ч.)

Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел и его воплощение. Социальные и философские истоки преступления Раскольникова. Теория Раскольникова и её развенчание. Петербург в романе. Образ Сонечки Мармеладовой. Раскольников и его «двойники». Роль внутренних монологов героев в романе. Тема гордости и смирения в романе. Роль эпилога. Проверочная работа по роману.

Л. Н. Толстой (24 ч.)

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир». История создания и жанровое своеобразие. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г». А. Болконский и П. Безухов. Первое знакомство с героями. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Изображение войны 1805 – 1807 года. Шенграбенское сражение. Аустерлицкое сражение. Проверочная работа по I тому. Поиск плодотворной деятельности А. Болконского и П. Безухова. Быт поместного дворянства в романе. Проверочная работа по II тому. Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. Изображение войны 1812 года. Бородинское сражение как композиционный центр романа. Образы Кутузова и Наполеона. Проверочная работа по III тому. Картины партизанской войны в романе. Образ Тихона Щербатого. Проверочная работа по IV тому. «Мысль народная» в романе. Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого. Нравственные искания А. Болконского и П. Безухова. «Мысль семейная» в романе. Письменная работа по роману.

А. П. Чехов (10ч.)

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. «Маленькая трилогия». Художественное своеобразие цикла. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». «Палата № 6». Трагедия доктора Рагина. Комедия «Вишнёвый сад». Особенности конфликта в пьесе. Особенности чеховского диалога в пьесе. Система образов пьесы. Образ вишнёвого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Итоговый урок по творчеству А. П. Чехова.

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века (5ч.)

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Новеллы Г. Де Мопассана. Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом» (обзор). Стихотворения А. Рембо. Любимые произведения зарубежной литературы (урок-семинар).

11 класс

Литература первой половины XXвека (2 часа)

Литература XX века в контексте мировой культуры. Обзор русской литературы первой половины XXвека. Русская литература на рубеже веков. Реализм и модернизм.

И. А. Бунин (4 часа)

Поэзия И. А. Бунина. Социально-философские обобщения в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Любовь в прозе Бунина. Рассказ «Легкое дыхание». Тема угасания дворянских гнёзд в рассказе «Антоновские яблоки».

А. И Куприн (3 часа)

Очерк жизни и творчества. Повесть «Олеся». Рассказ «Гранатовый браслет». Утверждение любви как высшей ценности в рассказе.

М. Горький (7 часов)

Очерк жизни и творчества. Рассказ «Старуха Изергиль». Проблемы гордости и свободы в рассказе. Социально-философская драма «На дне». Судьбы ночлежников. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке в пьесе. Три правды в пьесе и их столкновение. Проверочная работа по творчеству М. Горького.

Русская поэзия конца XIX - начала XX века (11 часов)

Серебряный век русской поэзии. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Поэзия символистов: В. Я. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого. Творчество Н. Гумилева. Творчество В. Хлебникова. Новокрестьянская поэзия. Творчество Н. Клюева.

А. А. Блок (8 часов)

Очерк жизни и творчества. «Стихи о Прекрасной даме». Романтический мир раннего Блока. Мир стихий в поэзии А. А. Блока. Стихотворение «Незнакомка». Образ страшного мира в поэзии А. А. Блока. Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Фабрика», «О доблестях, о подвигах, о славе». Тема Родины в лирике поэта. Стихотворение «Россия». Поэма «Двенадцать». История создания и сюжет. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Проверочная работа по творчеству А. А. Блока.

В. В. Маяковский (4 часа)

Очерк жизни и творчества. Поэтическое новаторство Маяковского. Стихотворения «Нате!», «Послушайте!». Любовная лирика Маяковского: «Лиличка», «Письмо Татьяны Яковлевой». Маяковский и революция. Стихотворение «Ода революции». Сатирическое творчество В. В. Маяковского. Стихотворение «Прозаседавшиеся», «О дряни».

С. А. Есенин (5 часов)

Очерк жизни и творчества. Стихотворения о Родине и родной природе: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я последний поэт деревни», «Корова», «Песнь о собаке», «Сыпь ты, черемуха, снегом…», «Письмо матери». Любовная лирика. Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Тема человеческого бытия в лирике поэта. Стихотворения «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…». Проблематика и поэтика поэмы «Анна Снегина». Проверочная работа по творчеству С. А. Есенина.

М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам (2 часа)

Поэзия М. И. Цветаевой. Основные темы творчества. Творчество О. Э. Мандельштама. Стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны….»

А. А. Ахматова (5часов)

Очерк жизни и творчества. Тема Родины в лирике А. А. Ахматовой. Стихотворения «Молитва», «Мужество», «Не с теми я, кто бросил землю…». Любовная лирика А. А. Ахматовой. Стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…», «Песня последней встречи».. А. А. Ахматова и М. И. Цветаева. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы. Особенности композиции.

Литература 20-х - 30-х годов (2 часа)

Обзор литературы 20-х, 30-х годов. Гражданская война в литературе.

Б. Л. Пастернак (3 часа)

Поэзия Б. Л. Пастернака. Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..,», «Определение поэзии», «В всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь». Роман «Доктор Живаго» (обзор и анализ избранных глав). Цикл «Стихотворения «Юрия Живаго».

М. А. Булгаков (9 часов)

Очерк жизни и творчества. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации. Образы Воланда и его свиты. «Ершалаимские» главы. Проблема «слова и дела». Человеческое и божественное в образе Иешуа. «Московские» главы. Тема искусства в романе. История Мастера и Маргариты. Смысл финальной главы романа. Проверочная работа по творчеству М. А. Булгакова.

А. П. Платонов (1 час)

Повесть «Котлован» (обзор).

М. А. Шолохов (7 часов)

Обзор жизни и творчества. «Донские рассказы». Трагический пафос рассказов. Анализ рассказов. Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Судьба Григория Мелехова. Письменная работа по творчеству М. А. Шолохова.

Обзор русской литературы второй половины XX века (2 часа)

Русская литература второй половины XX века. Великая Отечественная война в литературе послевоенных лет.

Поэзия второй половины XX века. Литература народов России. (4 часа)

Поэзия Н. М. Рубцова. Лирика И. А. Бродского. Поэзия Б. Ш. Окуджавы. Поэзия М. Карима

А. Т. Твардовский (1 час)

Военная лирика поэта.

В. Т. Шаламов (2 часа)

«Колымские рассказы». Лагерная тема в литературе.

А. И. Солженицын, В. М. Шукшин (5 часов)

Литература периода «оттепели». А. И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Раскрытие «лагерной» темы. Роман А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ (фрагменты)». Изображение народного характера в рассказах В. М. Шукшина: «Чудик», «Микроскоп», «Алеша бесконвойный», «Миль пардон, мадам».

В. Быков (2 часа)

Нравственная проблематика повести «Сотников». Образы Сотникова и Рыбака.

В. Г. Распутин (3 часа)

Повести «Прощание с Матёрой». Образы стариков. Проблематика повести «Последний срок».

В. П. Астафьев (2часа)

Человек и природа в повести «Царь-рыба». Философская символика произведения.

А. Вампилов (2 часа)

Традиции и новаторство драматургии А. Вампилова. Пьеса «Утиная охота». Система образов пьесы.

Современный литературный процесс (2 часа)

Постмодернизм. Проза и поэзия постмодернизма. Обзор повести В. Пелевина «Омон Ра». Поэма Т. Кибирова «Любовь, комсомол и весна».

Из зарубежной литературы (4 часа)

Бернард Шоу «Пигмалион» (обзор). Эрнест Хэмингуэй «Старик и море». Э. М. Ремарк «Три товарища» (обзор). Поэзия П. Верлена и А. Рембо.

Категория: Календарно-тематическое планирование по литературе | Добавил: gulalevla
Просмотров: 305 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar