Программа элективного курса «Анализ поэтического текста». 9 класс.
[ Скачать с сервера (72.5 Kb) ]16.10.2016, 20:55

Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» составлена на основе учебно-методического пособия для учителей-словесников «Технология обучения анализу поэтического текста» и предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю).

Цель курса:

- формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

- развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие исследовательских навыков и творческих способностей.

- воспитание интереса к художественному слову.

Задачи курса:

  • формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов 19-20 веков;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
  • формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;
  • развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;
  • развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;
  • формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;
  • развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;
  • развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями).

Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов по литературе.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы рассчитан на несколько лет (с 5 по 9 кл.). Эпизодическая подача материала приводит к трудностям при анализе текстов и написании сочинений на литературоведческие темы. Поэтому необходимо научить школьников максимально полной интерпретации художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в школе и вступительным в вузы гуманитарного направления.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в девятом классе, поэтому данный курс может быть предложен как в общеобразовательном, так и в предпрофильном (гуманитарном) классе.

Предполагаемые результаты обучения: элективный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  1. Выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях разных жанров.
  2. Определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя.
  3. Идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств и снова возвращаться к высказанной гипотезе.
  4. При анализе произведения на различных языковых уровнях (лексическом, фонетическом, комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.
  5. Владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов.
  6. Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности.
  7. Понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.
  8. Уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.
  9. Анализировать форму и содержание исходного текста, ориентируясь на творческие задания к нему.
  10. Создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях данного элективного курса предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, уроки-размышления, уроки-семинары, диалог с текстом, цветовой эксперимент, погружение в текст и другие.

Практика показывает, что с большей пользой проходят уроки общения, на которых учащиеся высказывают свою точку зрения, спорят, доказывают, и творческие мастерские, где ребята могут попробовать себя в роли исследователя и творца. На таких занятиях каждый ученик может побывать в роли учителя и ученика и оценить свой опыт и ответ одноклассника.

В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала.

Категория: Календарно-тематическое планирование по литературе | Добавил: gulalevla
Просмотров: 241 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar